ЕГЭ по-прежнему воспринимается населением не как комплекс экзаменационных заданий, а как тест. В то же время экзамен не считается «несдаваемым» - каждый второй, согласный пройти его задания, рассчитывает на оценки «хорошо» и «отлично».
МОСКВА, 6 марта 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне воспринимают единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Спустя 10 лет после введения обязательного ЕГЭ, о нем знает абсолютное большинство россиян (94%). Из них менее половины (44%) сталкивались с ЕГЭ на личном опыте (проходили аттестацию дети, родственники или лично), остальные (50%) черпали информацию из СМИ. Уровень информированности о ЕГЭ за 10 лет вырос на 15 п.п.
Россияне в целом слабо осведомлены об изменениях, произошедших в последние годы в содержании ЕГЭ, в частности о том, что из ЕГЭ практически по всем предметам исключены задания с выбором одного ответа (так называемая «тестовая часть»). Хорошо об этом известно только 10%, еще 35% - слышали в общих чертах, тогда как 55% - узнали впервые в ходе опроса.
Исключение тестовой части не оказало существенного влияния на восприятие объективности ЕГЭ в глазах населения. 28% полагают, что это повысило объективность оценки, 27% - не оказало никакого влияния на качество процедуры оценки знаний, 17% видят в этом негативные последствия, 28% затруднились ответить. Мнение о повышении качества оценки знаний высказывали преимущественно учителя (50%) и молодежь, сдававшая ЕГЭ (45%).
Роль ЕГЭ как экзамена, облегчившего для большинства выпускников поступление в вуз, отмечают 43% респондентов. Порядка четверти опрошенных (27%) считают, что поступать стало сложнее, еще 18% - что ЕГЭ никак не повлиял на доступность поступления.
В целом поступление в вузы на основе результатов ЕГЭ воспринимается гражданами неоднозначно: «за» - 40%, «против» – 36%. При этом число сторонников поступления ЕГЭ как системы, позволяющей поступить в вуз, достигло максимума за 10 лет.
Более трети россиян (39%) в последние годы не слышали о мошенничестве при сдаче ЕГЭ, 44% - только как о единичных случаях. Лишь 15% запомнилась информация о массовых случаях фальсификаций. Большинство молодых людей, сдававших ЕГЭ (60%), считают, что нынешняя процедура сдачи единого госэкзамена позволяет избежать различного рода нарушения.
Среди тех участников опроса, которым не доводилось сдавать ЕГЭ, 25% хотели бы испытать этот опыт лично. Для проверки своих сил в первую очередь выбрали бы русский язык (25%), математику (19%) и историю (11%).
При этом россияне не боятся ЕГЭ и не воспринимают его как экзамен, который «невозможно сдать». Свыше половины (55%) уверены, что получили бы на экзамене высокую оценку: 7% - «отлично» и 48% - «хорошо».
Данные исследования комментирует генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов: «Замена вступительных экзаменов в вузы на единый государственный экзамен прошла достаточно болезненно для нашего общества даже при очевидности многих ее положительных сторон. Сказалось и недоверие россиян к любым реформам (традиционное для россиян после шоковых реформ начала 90-х годов прошлого века), отсюда излишняя политизация и неидеальное ее внедрение. Нужно отдать должное руководителям и сотрудникам, отвечающим за развитием этой системы, – она серьезно изменилась и изменяется, хотя в общественном мнении «мифы» о ЕГЭ еще достаточно распространены».
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу АНО «Центр студенческих программ Российского Союза Молодежи» с 9 по 11 февраля 2018 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.
В 2008 – 2015 гг. были проведены
Скажите, пожалуйста, известно ли Вам что-либо о Едином государственном экзамене (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||||||
|
Июнь 2008 |
Июнь 2009 |
Июль 2010 |
Август 2011 |
Июнь 2012 |
Июнь 2013 |
Июнь 2014 |
Июнь 2016 |
Февраль 2018 |
Да, знаю, я лично сталкивался с этим |
28 |
30 |
31 |
25 |
37 |
33 |
35 |
35 |
44 |
Да, я знаю об этом из средств массовой информации |
51 |
54 |
52 |
60 |
46 |
51 |
49 |
40 |
50 |
Нет, ничего об этом не знаю |
17 |
14 |
15 |
13 |
14 |
14 |
14 |
23 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Уточните, пожалуйста, в какой ситуации Вам приходилось сталкиваться с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ)? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто знает о ЕГЭ) |
|
Сдавали дети / внуки |
39 |
Знаю от родственников / знакомых / коллег |
19 |
Я лично сдавал(-а) ЕГЭ |
15 |
Нет личного опыта |
14 |
Я учитель, репетитор, готовлю учеников к ЕГЭ / проверяю работы |
5 |
Читал(-а) в СМИ, интернете |
3 |
Был наблюдателем / организатором / консультантом |
2 |
Отказ от ответа |
6 |
Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые, что тестовая часть (задания с выбором одного ответа) исключена из всех предметов ЕГЭ, кроме иностранных языков? На экзамене даются задания, требующие самостоятельной записи ответа. (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||
|
В целом по РФ |
Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ (молодежь 18-29 лет) |
Родители, чьи дети сдавали ЕГЭ |
Учителя / репетиторы |
Остальные опрошенные |
Мне хорошо об этом известно |
10 |
25 |
15 |
42 |
4 |
Кое-что слышал, только в общих чертах |
35 |
37 |
35 |
38 |
34 |
Впервые слышу об этом |
55 |
38 |
49 |
20 |
62 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Как Вам кажется, исключение тестовой части из ЕГЭ повлияло или не повлияло на объективность итоговой оценки знаний? Если повлияло, то каким образом? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|||||
|
В целом по РФ |
Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ (молодежь 18-29 лет) |
Родители, чьи дети сдавали ЕГЭ |
Учителя / репетиторы |
Остальные опрошенные |
Повысило объективность |
28 |
45 |
28 |
50 |
24 |
Никак не повлияло на объективность |
27 |
28 |
33 |
35 |
24 |
Снизило объективность |
17 |
16 |
14 |
6 |
19 |
Затрудняюсь ответить |
28 |
11 |
25 |
9 |
33 |
Результаты ЕГЭ одновременно являются и выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в высшие учебные заведения всей страны. Как Вы считаете, из-за того, что ЕГЭ одновременно является и выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз, большинству российских выпускников стало легче или сложнее поступать в высшие учебные заведения? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|
|
Все опрошенные |
Поступать в вуз стало легче |
43 |
Поступить в вуз стало сложнее |
27 |
ЕГЭ никак не повлиял на это |
18 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
А как в целом Вы относитесь к замене вступительных экзаменов в вузы поступлением в них на основе ЕГЭ, который сдается по окончании школы? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
||||||
|
Июнь 2008 |
Июнь 2009 |
Июнь 2012 |
Июнь 2013 |
Июнь 2014 |
Февраль 2018 |
Положительно |
33 |
31 |
33 |
34 |
27 |
40 |
Отрицательно |
36 |
40 |
45 |
43 |
53 |
36 |
Ничего не знаю |
11 |
10 |
13 |
13 |
12 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
20 |
19 |
9 |
10 |
8 |
7 |
Слышали ли Вы в последние два-три года о случаях мошенничества при сдаче ЕГЭ, подтасовке его результатов? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) |
|
|
Все опрошенные |
Не слышал о таком |
39 |
Слышал о единичных случаях |
44 |
Постоянно слышу, это общая практика |
15 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Как Вы думаете, в какой мере процедура сдачи и проверки ЕГЭ на сегодняшний день позволяет избежать нарушений – утечки заданий и способов решения, списывания? (закрытый вопрос, один ответ, % от респондентов в возрасте 18-29 лет, сдававших ЕГЭ) |
|
В полной мере позволяет |
12 |
Скорее позволяет |
48 |
Скорее не позволяет |
24 |
Совершенно не позволяет |
10 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
Хотели бы Вы лично пройти экзаменационные задания ЕГЭ, попробовать свои силы? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому не приходилось сдавать ЕГЭ) |
|
У меня уже есть такой опыт |
6 |
Да, хотел(-а) бы |
25 |
Нет, не хотел(-а) бы |
68 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
По какому школьному предмету Вы бы хотели себя проверить больше всего?(открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто хотел бы пройти экзаменационные задания ЕГЭ) |
|
Русский язык |
25 |
Математика |
19 |
История |
11 |
Литература |
6 |
Физика |
5 |
География |
5 |
Биология |
4 |
Химия |
2 |
Иностранный язык |
1 |
Обществознание |
1 |
Информатика |
1 |
Затрудняюсь ответить |
20 |