Доклад министра образования и науки Республики Алтай А.В. Бондаренко на Августовском совещании - 2017


24.08.2017

Доклад министра образования и науки Республики Алтай А.В. Бондаренко на Августовском совещании - 2017

 Управление изменениями: образовательная среда и новые результаты

Уважаемые Александр Васильевич, Владимир Николаевич!  

Уважаемые участники августовского совещания! 

Разрешите поздравить вас, а в вашем лице всё педагогическое сообщество республики – с началом нового учебного года! И пожелать всем нам новых идей и сил для их воплощения! Сегодня мы будем обсуждать управление изменениями и новые образовательные результаты.

В  ежегодном послании Федеральному  собранию 1  декабря 2016  года Президент  России Владимир Владимирович Путин  подчеркнул,  что «Смысл  всей  нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и  семьи, на демографические программы,  улучшение  экологии,  здоровья людей, развитие образования и культуры».

На решение этих задач будет направлена вся наша деятельность в новом учебном году. Но существенный задел был сделан уже в 2016-ом.

Коллеги, благодаря  совместной  работе   нам  удалось  обеспечить  стабильное функционирование  отрасли,  сохранить  и  исполнить  в  полном  объеме  социальные обязательства, а  также продолжить реализацию региональных проектов – точек роста.

Система образования Республики Алтай – это разветвленная сеть.  

Разноплановость  образовательного  пространства региона  определяет нашу с вами ответственность за решение задач по управлению изменениями  в региональной системе образования.

Важнейшими условиями достижения качественного образования являются:

- финансовое обеспечение,

- современная материально-техническая база,

- кадровые ресурсы.

В 2017 году на материально-техническое оснащение детских садов выделено 12 млн. 425 тыс. 600 рублей:

проведен капитальный ремонт детского сада в с. Катанда Усть-Коксинский район;

погашена кредиторская задолженность за капитальный ремонт детского сада в с. Уймень Чойского района.

Обеспечив доступность дошкольного образования для детей в возрасте с 3 до 7 лет в 2016 году, была продолжена работа по созданию новых мест и развитию различных форм дошкольного образования от 1,5 до 3 лет.

Для школьного образования – актуальна проблема перегрузки школ и износа зданий. В целях решения вопроса ликвидации второй смены и обеспечения доступности  в  системе общего образования  реализуется региональная программа «Содействие созданию в Республике Алтай новых мест в общеобразовательных организациях». К 2025 году планируется ликвидировать вторую смену за счет реконструкции 4 и строительства 15 зданий школ.

В 2017 году количество общеобразовательных организаций, требующих капитального ремонта составило 54, что на 4 организации  меньше чем в 2016 году. Доля школ, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, составляет в городе 100 %, в сельской местности – 90 %.

В 2017 году на материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций выделено 14 млн. 985 тыс. 700 рублей.

На капитальный и текущий ремонт муниципальных учреждений к началу нового 2017-2018 учебного года по данным муниципальных образований предусмотрены средства в общей сложности 117 млн. 300 тыс.руб., в том числе за счет средств местного бюджета 38 млн.руб.

Напомню еще об одном важном проекте по развитию инфраструктуры с участием федеральных средств – создание в школах, расположенных в сельской местности,  условий  для  занятия физической  культурой  и  спортом. В 2017 году ремонтируется 13 спортивных залов во всех районах республики. На указанные цели предусмотрено 21 млн.350 тыс. руб., из них 18,1 млн.руб. за счет средств федерального бюджета, 1,7 млн.руб. – республиканского бюджета Республики Алтай, местный бюджет – 1,55 млн.руб.

Реализация проекта позволило увеличить охват детей занятием физкультурой и спортом во внеурочное время.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью является важным направлением деятельности Министерства образования и науки. Наша задача в следующем году – продолжить работу по созданию условий для получения качественного образования детьми этой категории на всех уровнях образования. В 2017 г. на создание архитектурной доступности, закупку оборудования для 11 муниципальных дошкольных организаций, двух организаций дополнительного образования  выделено 10 млн. 398 тыс. рублей.

5,5 млн. рублей, из которых 5,2 млн. – из федерального бюджета, направлены на создание еще одной организации для инклюзивного профессионального образования на базе Педагогического колледжа.

С 1 сентября 2016 года 126 первоклассников обучались в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ. В этом году в первых классах будет обучаться 120 детей с ОВЗ. Новые подходы к обучению детей данной категории требует серьѐзных изменений в системе образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

Уважаемые коллеги, я подробно остановился на условиях образования, поскольку они являются хорошей  основой  для  существенного  повышения  качества  образования,  начиная  с  дошкольного. Особо  подчеркну,  что  в детских  садах республики  создан  содержательный  ориентир –  современные  программы, соответствующие  стандарту  дошкольного  образования.  Этим  обеспечивается единство образовательного пространства. Сегодня будет возможность познакомиться с содержательной частью изменений в дошкольном образовании на одной из площадок совещания. В новом учебном году  мы планируем начать реализацию регионального проекта по повышению качества дошкольного образования на основе мониторинговых исследований.

Результаты работы системы общего  образования  Республики Алтай в  целом  можно  считать  позитивными. Это подтверждают, прежде всего, результаты государственной итоговой аттестации.

Единый и основной государственные экзамены прошли объективно – без серьезных нарушений и технологических сбоев.

Хочу вас, коллеги, поблагодарить за организованное проведение государственной итоговой аттестации в этом году. Особенно хочу выразить благодарность организаторам, руководителям ППЭ, членам ГЭК РА. Стоит отметить организованный на должном уровне безопасный подвоз детей на экзамены. Все мы знаем, что период проведения ГИА очень напряженный, требует немало усилий от всех участников образовательного процесса. Слаженная работа и ответственное отношение к делу обеспечили проведение экзаменов на высоком уровне.

По итогам результатов ЕГЭ в 2017 году увеличилось количество высокобалльных работ с 260  в 2016 году  до  298.

В числе высокобалльных работ 4 стобалльные работы по русскому языку  (2 работы - РКЛ,  1 - Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска, 1 - Мухор-Тархатинская школа) и 1 стобалльная работа по истории (РКЛ). В 2016 году по результатам всех экзаменов было 3 стобалльные работы.

В 2017 году хочется отметить увеличение в два раза высокобалльных работ в следующих муниципалитетах: Горно-Алтайск, Шебалинский, Усть-Коксинский  и Чойский районы.

Лидером среди образовательных организаций по высокобалльным работам уже второй год остается Республиканский классический лицей – 65 работ. Это учреждение по праву входит в ТОП 500 лучших школ России и ТОП 200 лучших общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся.

По итогам результатов ЕГЭ 2017 года количество неудовлетворительных результатов по предметам уменьшилось на 1%,   в том числе по истории, математике базового уровня, информатике и физике. Наши выпускники успешно сдают экзамен по родному языку и родной литературе,   второй год  не имеют неудовлетворительных результатов по литературе.

Вместе с тем в этом году произошло увеличение  неудовлетворительных результатов по математике профильного уровня и биологии.

В сравнении с 2016 годом увеличилось количество выпускников,  не преодолевших порог  по всем предметам,  в Горно-Алтайске на 30%, в Улаганском районе на 46% и уменьшилось в Кош-Агачском районе на 20%,   Онгудайском районе  на 50%.

Хочется отметить муниципалитеты, где количество высокобалльных работ увеличилось или осталось на прежнем уровне, а количество не преодолевших минимальный порог сократилось, что говорит о повышении качества образования. Это – Кош-Агачский, Усть-Коксинский и Онгудайский районы.

По итогам ЕГЭ количество участников, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам (математика базовая, русский язык), в сравнении с 2016 годом сократилось на 10 человек (с 41 до 31).

В 2017 году  все выпускники 9 классов для получения аттестата сдавали 4 обязательных предмета.  

«Лидером» среди выбираемых предметов традиционно является обществознание - 51% и биология - 35% от общего количества выпускников текущего года. В сравнении с 2016 годом увеличилось количество участников в 2 раза по географии, в 1,5 раза по информатике, а также возрос интерес к сдаче экзамена по родному языку, литературе и иностранным языкам.

Высокий процент качества результатов экзамена по английскому языку – 77%, по русскому языку – 66%, по информатике – 62%, по литературе – 56 %,  по химии – 54%.   Низкий процент  - по биологии  (23%) и по обществознанию (30 %).

Следует отметить большое количество неудовлетворительных результатов по математике – 291 человек, по биологии – 59 человек, по географии – 49 человек.  Не имеется неудовлетворительных результатов по учебному предмету «Литература».

Одной из новых форм оценки качества образования является проведение всероссийских проверочных работ.

Результаты Всероссийских проверочных работ в  4, 5 классах, показывают, что около 97% участников справились с проверочной работой по математике и русскому языку, а 83% получили хорошие и отличные результаты.

Нас тревожит, что в школах республики сохраняется тенденция снижения среднего уровня выполнения диагностических работ и уменьшения доли обучающихся,  справившихся  по  математике  от 4  к 9  классу. 

Коллеги, для нас итоги государственной аттестации – это предмет серьезного анализа собственной деятельности, деятельности учителя и организации работы с учениками. По результатам этой работы были  разработаны  и  утверждены  «дорожные карты»,  проведен  мониторинг  их  реализации. Положительные результаты муниципалитеты показали в организации деятельности по повышению  квалификации  педагогов,  консультированию  и  методическому сопровождению,  обмену  практиками,  конкурсной  активности.  А  наиболее  низкие показатели  исполнения  отмечены  по  направлениям:  целевые  стимулирующие выплаты  учителям,  адресные  программы  по  поддержке  конкретных  школ и привлечение  дополнительного  грантового  финансирования. 

В целях улучшения качества обучения в школах со стабильно низкими результатами и находящихся в сложных социальных условиях наш регион участвует в реализации ФЦПРО. По итогам конкурсного отбора в 2017  году  мы получили  500 тыс. федеральной субсидии. В 2018 году нам уже выделено свыше 3 млн. рублей.

Уважаемые коллеги, одним из главных показателей педагогической деятельности является уровень сформированности личностных результатов обучающихся. Сегодня необходимо единое понимание педагогическим сообществом смыслов российского гражданского патриотизма, содержания духовно-нравственного наследия и культурного ядра воспитательной деятельности. Важную роль в этом плане играют Российское движение школьников и движение «Юнармия». В проектах принимают  участие 11 муниципальных образовательных организаций с охватом 2 тыс. школьников.

В июле текущего года педагоги пилотных школ РДШ приняли участие в смене молодых учителей «Балтийский Артек» и вернулись с победой. Туганбаева Тандалай, учитель Усть-Канской школы, выиграла грант на сумму 100 тыс. рублей.

Активно развивается кадетское движение, в которое вовлечено порядка 600 обучающихся республики. Увеличилось количество профильных направлений кадетов. Так, к морским кадетским классам прибавились классы МЧС и пограничного профиля. В перспективе - открытие казачьего кадетского класса.

Благодаря личной поддержке Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова в 2015 году возобновили проведение военно-полевых сборов на базе воинских частей. За 2 года в сборах приняли участие 1300 юношей. Финансирование на 2017 год увеличено до 1,5 млн. руб.

В формировании гражданской идентичности обучающихся большое значение имеет этнокультурная составляющая в содержании всех уровней образования. Нам нужно и дальше закреплять и развивать достигнутые в этом направлении позиции. В прошедшем учебном году подготовлено и издано 8 наименований учебной и методической литературы. Примерные программы по алтайскому языку и литературе вошли в федеральный реестр.

Особая роль  у дополнительного образования.  По  итогам 2016  года  охват  детей  в  возрасте  от 5  до 18  лет  всеми формами дополнительного образования составляет 78%.  Ресурсом  повышения  охвата  детей  услугами  дополнительного образования является реализация программ в школах, где работают более 1,5 тысяч  кружков и секций. В перспективе – введение в каждой школе на бесплатной основе пяти кружков: театральный, музыкальный, технический, спортивный и шахматы.

Актуальным направлением для себя мы обозначили развитие научно-технического творчества детей.

Уважаемые руководители, важно понимать, что система дополнительного образования – это равноправная с общим образованием  система,  взаимодополняющая  друг  друга  компонентами,  направленная на полноценное личностное развитие каждого ребенка. 

Основной вектор и целевые ориентиры развития среднего профессионального образования заключаются в подготовке по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями как минимум в половине колледжей России. При этом важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании являются результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям.

В 2017 году на территории региона впервые прошел чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia). И если в этом году соревнования прошли по пяти компетенциям («Cварочные технологии», «Веб-дизайн», «Предпринимательство», «Дошкольное воспитание», «Ветеринария») с количеством участников 56 человек, то в 2018 году запланировано уже 10 компетенций и не менее 100 участников.

В 2017-2018 учебном году будет осуществлен первый набор на основные образовательные программы СПО в соответствии с новыми ФГОС по трем специальностям (100 человек).

В существующих условиях актуальной становится разработка сетевых механизмов распространения в практике среднего профессионального образования новых образовательных технологий, содержания и способов организации обучения на основе развития кооперации и взаимодействия образовательных организаций и работодателей.

Хочу обратить особое внимание на общественно значимую миссию  среднего профессионального образования, связанную с социализацией молодых людей, особенно тех, которые традиционно считаются «трудными», и адаптацией  к взрослой жизни. Низкая мотивация к трудовой деятельности, к выстраиванию собственной профессиональной карьеры требует особой работы по созданию условий для молодых людей с разными стартовыми возможностями. 

Важнейшим условием повышения качества образования является системная работа по развитию кадрового потенциала отрасли.

Мы гордимся нашими педагогами и их достижениями в 2017 году. В их числе - победители конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО:

1. Сафронова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Кызыл-Озёкской школы;

2. Тодошева Рада Ачрамовна, учитель алтайского языка и литературы Республиканской гимназии имени Плакаса;

3. Фролова Ирина Валентиновна, учитель технологии  школы № 12 города Горно-Алтайска;

4. Трифанова Ирина Владимировна,   учитель истории и обществознания Теньгинской школы;

5.  Сельбикова Лариса Акчабаевна, учитель истории, обществознания  школы № 7 города Горно-Алтайска;

6. Ажикенова Людмила Владимировна,      учитель русского языка и литературы  Теленгит-Сортогойской  школы.

Это не случайные результаты – это сложившаяся система работы коллективов, всех  уровней управления, направленная  на  повышение  престижа педагогической профессии. В отрасли работают свыше 300 молодых специалистов.

Особую миссию в подготовке педагогических работников выполняют Горно-Алтайский педагогический колледж и Горно-Алтайский университет. Ежегодно сфера образования республики пополняется их выпускниками.

Несмотря на позитивную динамику,  связанную  с приходом молодых педагогов в школу, остается актуальной потребность в педагогических кадрах в сельской местности. Всего  на  сегодняшний  день  зарегистрирована  51 вакансия. Наибольшее количество вакансий на селе выявлено по специальностям: иностранный язык, математика.

Уважаемые коллеги, на решение этой непростой задачи мы должны направить наши совместные усилия. Думаю, что нам необходимо проработать вопросы формирования особых профессиональных компетенций сельского учителя. Речь идет об умении работать с разновозрастной группой учащихся, владении содержанием двух и более учебных предметов. Мы уже начинаем работу в этом направлении.

Особая  роль  в  становлении  профессионализма  педагогов  отводится  системе повышения квалификации. Следует отметить, что на мероприятия по повышению профессионального  уровня  педагогических  и  управленческих  кадров региона из  средств  республиканского  бюджета  ежегодно  расходуется  порядка 6 млн. рублей. В 2017 году обучение в соответствии с новыми стандартами прошли 1500 педагогов. Реализуется задача по внедрению персонифицированных программ повышения квалификации на основе анализа результатов мониторинговых исследований и государственной аттестации.

Дорогие коллеги! Наши достижения – результат работы многих поколений педагогов  Республики Алтай, сохранения и приумножения традиций. В этом зале присутствуют ветераны педагогического труда, давайте поблагодарим их за многолетний добросовестный труд на благо образования и подарим эти аплодисменты.

В заключение хочу выделить ряд вопросов, ответы на которые должны стать источником наших изменений для обеспечения результатов нового типа.

–  Это вопросы для воспитателя, учителя и педагога, связанные с планированием образовательных результатов для каждого ребенка и обеспечением их положительной динамики.

–  Это вопросы для руководителя детского сада, школы и колледжа, связанные с организацией профессионального развития педагогов, позволяющей вырабатывать общие смыслы проводимых изменений.

–  Это вопросы для руководителя муниципальной системы образования, связанные с организацией такой кооперации, которая позволит иметь точки роста, передовые практики по достижению новых образовательных результатов.

–  Это вопросы для республиканской команды управления, направленные на развитие оценки качества полученных результатов.

Уважаемые коллеги! Начинается новый учебный год. Меняющиеся требования экономики и общественной жизни ставят перед нами сложные задачи. Зная ваш потенциал, я уверен, что они – решаемы. И мы сможем продвинуться в достижении общей стратегической цели – качественного образования наших детей.

Благодарю за внимание!

 

 

 


Документ:  Загрузить

Возврат к списку