Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2
 

Методические материалы

Научно-методический совет

Нормативные правовые акты

Совет по алтайскому языку



  • 16 декабря 2016

    О результатах мониторинга обучения алтайскому языку и литературе в организациях общего образования Республики Алтай

    БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» в 2016 году провел ряд мониторинговых исследований, ориентированных на изучение количественных и качественных показателей по изучению алтайского языка и литературы в образовательных организациях Республики Алтай: − Мониторинг обучения алтайскому языку и литературе в организациях общего и профессионального образования Республики Алтай;− Мониторинг изучения уровня и качества освоения образовательных программ по алтайскому языку и литературе  учащимися 2-4, 6-9 классов;

    − Мониторинг  профессиональной компетентности учителей алтайского языка и литературы.

    В целях получения объективной оценки уровня преподавания проанализированы результаты государственной итоговой аттестации по алтайскому языку, аналитические материалы и отчеты по деятельности учителей алтайского языка и литературы за 2016 год.

    В системе общего образования алтайский язык изучается на уровне дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

    Как показывают статистические данные в 2016-2017 году доля обучающихся алтайскому языку составляет: на уровне дошкольного образования –  29% (от общего числа дошкольников 12850);

    ·                        на уровне школьного образования – 34 % (от общего числа обучающихся 11 013).

    В дошкольном образовании анализ показателей с 2013 года позволяет сделать вывод об увеличении доли детей, обучающихся алтайскому языку на 9%.

    Диаграмма 1. Сведения о количестве детей алтайской национальности, из них детей, изучающих алтайский язык за период с 2013 по 2016 гг., тыс. чел.

    image001.png

     

    В дошкольном образовании используются такие формы обучения как:

    − занятия алтайского языка;

    −  кружковая работа.

      В 2013-2014 учебном году в целях создания условий для изучения алтайского языка в дошкольных организациях Республики Алтай была разработана Дорожная карта по обеспечению условий для открытия алтайских национальных групп в дошкольных организациях Республики Алтай утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 01.09.2014 г. № 1310.

    В период с 2013 года количество  групп увеличилось в три раза, всего открыто 124 национальных групп, из 165 образовательных организаций дошкольного образования.  В Чойском, Турачакском районах, как отмечают специалисты муниципальных органов управления образованием, отсутствуют условия для открытия национальных алтайских групп.

    Анализ функционирования национальных групп показал, что не во всех открытых группах непосредственная образовательная деятельность, режимные моменты проводятся на алтайском языке, как планировалось ранее. Однако, увеличено количество часов на изучение алтайского фольклора, традиций,  алтайского языка.

    В г. Горно-Алтайске из 16 дошкольных организаций функционируют национальные группы только в детском саду № 14 (всего 4 группы). Ежегодно открывается по одной группе. В 13 детских садах организовано изучение алтайского языка. В 2016-2017 учебном году от общего числа детей алтайской национальности (1084) 60% (647)  не изучают алтайский язык.

    В целях подготовки специалистов по преподавания алтайского языка в ДО на коллегии МОН РА БОУ СПО РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» рекомендовано организовать дополнительное образование для студентов по специальности «Педагог алтайского языка в дошкольных образовательных организациях».

    БУ ДПО РА «ИПК и ППРО РА» в 2016 году проведены курсы для воспитателей, работающих в алтайских национальных группах.

    В системе школьного образования (начальное, основное, среднее) общее количество обучающихся общеобразовательных организаций Республики Алтай составляет 32800, в том числе 35% (11489) детей алтайской национальности, доля обучающихся, изучающих алтайский язык, составляет 34% (11 013).

    В  131 общеобразовательной организации Республики Алтай алтайский язык изучается как учебный предмет (71%), из 182 общеобразовательных организаций Республики Алтай.

    Алтайский язык не изучается в 51 пятидесяти одной общеобразовательной организации Республики Алтай (Чойского (4), Турочакского (7), Майминского (14), Усть-Коксинского (7), Усть-Канского (5), Чемальского (2)), в том числе в 4 вечерних общеобразовательных организациях, КОУ РА «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» не ведется алтайский язык.

    Анализ показателей по охвату обучающихся, изучающих алтайский язык и литературу как предмет,  за период с 2013 по 2016 гг. позволяет сделать вывод о том, что  доля детей, изучающих алтайский язык, увеличилась  на 4% (в 2013 году – 8 421 детей, 2016 – 11 013). При этом следует констатировать, что увеличение происходит как детьми-алтайцами, так и детьми других национальностей, желающих изучать алтайский язык. По сведениям текущего учебного года количество детей других национальностей, изучающих алтайский язык (2-11 классы) составляет 962 обучающихся.

     image003.png

     

    Наряду с общим увеличением количества обучающихся, изучающих алтайский язык, наблюдается тенденция увеличения количества детей-алтайцев, отказывающихся от изучения родного языка. Доля детей-алтайцев, неизучающих алтайский язык и литературу в 2016 году составляет 19,5% (2249). Основная причина отказа – общая загруженность и подготовка к ЕГЭ.

    Как показал анализ результатов мониторинга, на современном этапе алтайский язык не является языком обучения в начальном общем образовании как отмечалось в предыдущие годы. В общеобразовательных организациях РА используются учебно-методические комплексы, составленные на русском языке, поэтому уроки по базовым предметам ведутся на русском языке. В сельских школах алтайский язык используются для пояснения правил, комментирования заданий, упражнений, при ответе на вопросы (частично).

    Образовательный процесс по учебным предметам «Алтайский язык», «Алтайская литература» в общем образовании организуется по двум образовательным программам:

    − программа по алтайскому языку, программа по алтайской литературе (программа рассчитана на детей, для которых алтайский язык является родным языком). Недельная учебная нагрузка – 5 ч. Доля  обучающихся составляет 59% (7118);

    − программа по алтайскому языку как государственному языку Республики Алтай. Недельная учебная нагрузка – 3 ч. Доля  обучающихся − 32,5% (3895).

    На основании Примерных образовательных программ начального, основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Алтай № 1/15 от 8 апреля 2015 года,   образовательными  организациями  получена возможность выбора варианта учебного плана, который наиболее точно отвечает запросам этнокультурных потребностей самих обучающихся.

    В связи с этим, в общеобразовательных организациях региона представлено 6 моделей преподавания алтайского языка (слайд 8):

    Программа по алтайскому языку, программа по алтайской литературе (программа рассчитана на детей, для которых алтайский язык является родным языком):

    1) Объем учебной недельной нагрузки по алтайскому  языку и алтайской литературе в 1-4, 5 классах − 5 ч.; Доля образовательных организаций – 81% (107).

    2) Объем учебной недельной нагрузки по алтайскому  языку и алтайской литературе в 1- 4, 5, 6 классах − 4 ч. Доля образовательных организаций 11,4 % (15). (КОУ РА «Школа-интернат для детей сирот, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова», БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», общеобразовательных организациях МО «Усть-Канский район);

    3) Объем учебной недельной нагрузки по алтайскому  языку и алтайской литературе в 1-4, 5, 6 классах − 3 ч. Доля образовательных организаций 7,5% (10). Например, в общеобразовательных организациях Кош-Агачского района, кроме МКОУ «Курайская СОШ» и «Теленгит-Сортогойская СОШ».

    Программа по алтайскому языку как государственному языку Республики Алтай

    4) Объем учебной недельной нагрузки по алтайскому языку как государственному языку Республики Алтай в 1-9 классах − 3 ч. Доля образовательных организаций 97,4% (74).

    5) Объем учебной недельной нагрузки по алтайскому языку как государственному языку Республики Алтай в 1-4 классах − 2 ч. Доля образовательных организаций 2,6% (2). Например, МБОУ «Улус-Чергинская ООШ» Шебалинского района, МБОУ «Эликманарская CОШ» Чемальского района.

    6) Алтайский язык изучается в рамках внеурочной деятельности в форме факультатива с учебной недельной нагрузкой 3 ч. (в 4 общеобразовательных организациях Чойского района (Уйменьская ООШ, Ыныргинская СОШ, Каракокшинская СОШ, Паспаульская СОШ).

    В этой связи наметилась тенденция к уменьшению объема учебной недельной нагрузки, отводимой на учебные предметы «Алтайский язык» и «Алтайская литература». Следует констатировать, что нет единых подходов к распределению недельной нагрузки в учебных планах общеобразовательных организациях Республики Алтай.

    Результаты мониторинга изучения уровня и качества освоения образовательных программ по алтайскому языку учащимися 2-4, 6-9 классов и результатов государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего по родному языку и литературе позволяют сделать вывод о снижении общего уровня грамотности, уровня навыков письменной и устной связной речи, уровня понимания текста на алтайском языке, знания хрестоматийных произведений и др.

    Кроме того, следует констатировать снижение доли выпускников, выбирающих экзамен по алтайскому языку и литературе. Сравнительный анализ с показателями 2014 года количество выпускников 9 классов, выбравших экзамен в форме ГВЭ, к 2016 году уменьшилось на 6%, количество выпускников 11 классов, выбравших экзамен в форме ГВЭ, к 2016 году уменьшилось на 10,8%.

    В общеобразовательных учреждениях Республики Алтай в 2016-2017 учебном году работают 180 учителей алтайского языка и литературы. Из них 172 (95,5%) учителей имеют высшее специальное (педагогическое) образование. Педагогов без специального (педагогического) образования 2 учителя.

    В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай доля учителей алтайского языка и литературы, имеющих  высшую квалификационную категорию 17% (32), 1 КК – 27% (50).

    В сентябре 2016 года Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай проведены мониторинговые исследования профессиональной компетентности учителей алтайского языка и литературы. В мониторинговых исследованиях профессиональной компетентности учителей алтайского языка приняли участие 88 учителей из 179.

    Из них, выше базового уровня работы выполнили 57 учителей (64%), на базовом уровне – 30 (34%), ниже базового – 1 (1%).

    Анализ выполнения заданий показывает, что в целом педагоги справились с заданиями.

    Допущены ошибки:

    – в знании региональных нормативных документов, регламентирующих изучение алтайского языка –13%;

    – в знании синтаксических, пунктуационных норм алтайского языка –19%;

    – в знании истории алтайского языкознания – 9%;

    – в знании особенностей жанров – 12%;

    – в знании сюжетообразующих мотивов в героическом эпосе – 21%.

    Учителя алтайского языка и литературы активно принимают участие и занимают призовые места в различных конкурсах, в том числе ПНПО (Лучшие учителя в рамках Приоритетного национального проекта образование), Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский». Учителя алтайского языка и литературы Республики Алтай Баграшева Юлия Карандашевна, учитель алтайского языка и литературы БОУ РА "Республиканский классический лицей" и Чербыкова Ырыс Чолтоевна, учитель начальных классов МБОУ "Яконурская средняя общеобразовательная школа"вошли в число 18 лучших учителей.

    По итогам конкурса в номинации «Учитель-мастер» дипломом 1 степени награждена Баграшева Юлия Карандашевна (БОУ РА «Республиканский классический лицей»), в специальной номинации «Сельский учитель» дипломом 3 степени  награждена Чербыкова Ырыс Чолтоевна (МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»).

    Выводы:

    − наблюдается положительная динамика увеличения доли дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ, доли обучающихся изучающих алтайский язык, однако в то же время снижаются показатели по обучению родного языка детьми-алтайцами;

    − наблюдается положительная динамика увеличение количества национальных (алтайских) групп в дошкольных организациях, однако необходим качественный анализ условий организации образовательного процесса в ДОО по обучению алтайскому языку, качества  обучения алтайского языка в ДОО.

    − снижается общий уровень грамотности, уровень навыков письменной и устной связной речи, уровень понимания текста на алтайском языке на школьном уровне;

    − наблюдается тенденция сокращения часов на преподавание алтайского языка и алтайской литературы в учебных планах общеобразовательных организаций Республики Алтай.

    Предложения:

    провести качественный анализ условий организации образовательного процесса в ДОО по обучению алтайскому языку, качества  обучения алтайского языка в ДОО;

    провести качественный анализ условий преподавания в общеобразовательных организациях  РА;

    продолжить проведение мониторинговых исследований профессиональных компетенций учителей алтайского языка и литературы.

    провести сравнительный анализ результатов ГИА по алтайскому языку и результатов Мониторинга уровня владения предметными знаниями в начальной и основной школе.

    обсудить и выработать единые подходы к распределению учебной нагрузки в учебных планах общеобразовательных организациях Республики Алтай;

     

     




Возврат к списку