Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2
 

Методические материалы

Научно-методический совет

Нормативные правовые акты

Совет по алтайскому языку



  • 16 декабря 2016

    Воспитание культуры межнациональных отношений в образовательных организациях Республики Алтай

    В общеобразовательных организациях Республики Алтай обучаются дети разных национальностей. Следовательно, в условиях современного меняющегося мира воспитание культуры межнациональных отношений в образовательных организациях становится одной из важных задач.

    Система воспитания культуры межнациональных отношений детей и молодёжи охватывает все уровни образования в системе образования Республики Алтай.

    В общеобразовательных организациях разработаны программы воспитания и социализации, где в рамках основных направлений включены мероприятия по воспитанию культуры межнациональных отношений.

    Задачи по толерантному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях республики реализуются через все направления развития образовательной программы: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    С детьми проводятся беседы, приуроченные к знаменательным общественным праздникам («День народного единства», «День Победы» и другие), оформляются фотовыставки, альбомы, разучиваются песни, танцы, игры, знакомятся с национальными костюмами и кухней народов мира, Республики Алтай. Полученные знания и впечатления дети отражают в самостоятельной игровой деятельности. Через сюжетно-ролевые игры воспитывается гордость за историческое прошлое своей страны, развивается интерес к окружающему миру, любовь к малой Родине, России.

    В школьном образовании воспитание культуры межнациональных отношений осуществляется через содержание образования образовательных программ.

    Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. Исходя из этого, отмечаем, что в системе школьного образования (начальное, основное, среднее) общее количество обучающихся общеобразовательных организаций Республики Алтай составляет 32800, в том числе 35% (11489) детей алтайской национальности, доля обучающихся, изучающих алтайский язык, составляет 34% (11 013).

    В  131 общеобразовательной организации Республики Алтай алтайский язык изучается как учебный предмет, что  составляет 71%, из 182 общеобразовательных организаций Республики Алтай.

    В образовательном процессе осуществляется интеграция  этнокультурного содержания образования в образовательные программы учебных предметов (литература, география, физическая культура, технология и др.), что позволяет расширять знания по  традиционной культуре народов Республики Алтай.

    Наряду с обязательными учебными предметами в рамках внеурочной деятельности в школах реализуются факультативные занятия и элективные учебные курсы по изучению национальной культуры, декоративно-прикладного творчества и фольклора, национальных семейных традиций  народов Республики Алтай.

    На уроках истории и культуры Горного Алтая, русского и  алтайского языка и литературы, мировой художественной литературы изучается фольклор, история, культура и традиции народов Республики Алтай.

    В образовательную практику введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

    В 2016-2017 учебном году при выборе модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» выбрали 2336 обучающихся, «Основы мировых религиозных культур» - 588, «Основы православной культуры» - 260 обучающихся, «Основы исламской культуры» - 64 ребёнка, «Основы буддийской культуры» -1 обучающийся.

    С переходом ФГОС в ООО данный курс продолжен предметной областью  «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Комплекс воспитательных мер, проводимый в образовательных организациях Республики Алтай, способствует уважительному отношению к историческому и культурному наследию народов Республики Алтай и Российской Федерации.

    Поддержка национальных культурных традиций народов Республики Алтай осуществляется и через организацию и проведение в образовательных учреждениях внеклассных, общешкольных, республиканских мероприятий, направленных на воспитание культуры межнациональных отношений.

    Например, в рамках республиканского конкурса «Ученик года Республики Алтай» проходят конкурсы «Широка страна моя родная», «Я гражданин страны великой», где обучающиеся представляет в творческой форме культуру разных народов Республики Алтай.

    Темой республиканского хореографического конкурса «Золотой арабеск» является «Танцы народов мира» (1 раз в два года).

    В конкурсе «Серебряный микрофон» участники исполняют песни разных народов на разных языках.

    В республиканскую сессию НОУ включена секция краеведения, истории и этнографии, в рамках которой участники представляют исследовательские работы по изучению истории родного края, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Республики Алтай.

    Один раз в два года проводится выставка «Наследие предков сохраним и приумножим», где представляются промыслы разных народов (русский, алтайский, казахский национальный костюм, валяние из шерсти и др.).

    В 2016 году Республика Алтай впервые приняла участие во Всероссийской олимпиаде школьников и студентов по государственным языкам субъектов Российской Федерации (приняло участие 174 обучающихся и студентов) и  на базе Республиканского классического лицея проведен республиканский фестиваль национальных культур «Дружба народов – сила России», где принимали участие 10 команд со всей республики. Участники  фестиваля  принимали активное участие  в конкурсе национальных блюд, состязались в национальных видах спорта, выступили со своими художественными номерами.

    В рамках празднования 260-летия вхождения алтайского народа в состав России, 25-летия образования Республики Алтай, Дней алтайского и русского языков, национальных праздников (Чага Байрам, Наурыз, Масленица) в образовательных организациях прочитаны лекции о присоединении Алтая в состав России и образовании Республики Алтай, проведены научно-практические конференции, открытые уроки, презентации, конкурсы,  спортивные праздники и т.д. Доброй традицией в общеобразовательных организацией  становится проведение Праздника благопожеланий.

    В общеобразовательных организациях проводятся занятия на темы: «Мы дружбой крепкою сильны», «Единство в многообразии», «Алтай – наш общий дом» и т.д.

    В БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса» в 2015 году  открыт Центр этнопедагогики и этнокультуры «Байлык энчи». В КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им.Г.К. Жукова» с сентября 2016 года возобновил работу Центр культуры народов Республики Алтай.

    Воспитание культуры межнациональных отношений реализуется и через деятельность школьных музеев.

    На сегодняшний день созданы 83 музея, из них 75 – историко-краеведческих музеев, 3 военно-патриотических (МБОУ «Каракокшинская СОШ», КОУ РА «Школа-интернат №1 им. Г.К. Жукова для сирот», МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска»), 3 этнографических (МБОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Соузгинская СОШ», МБОУ «Верх-Уймонская СОШ»), 1 художественно-мемориальный (МБОУ «Аносинская СОШ им. Г.И. Чорос-Гуркина»), 1 литературно-краеведческий музей (МБОУ СОШ №7 г. Горно-Алтайск).

    В рамках повышения квалификации работников образования  проходят курсовые мероприятия, семинары, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

    В 2016 году проведен семинар на тему: «Межконфессиональный диалог в поликультурном пространстве Республики Алтай» (14 октября 2016г., 15 ноября 2016г., 9 декабря 2016г.).

    В работе семинара приняли участие 144 педагога, в том числе специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций, учителя ОРКСЭ, истории и обществознания и т.д. из Онгудайского (42 чел.), Усть-Канского (11 чел.), Усть-Коксинского (11 чел.), Кош-Агачского (10 чел.), Майминского (10 чел.), Чойского (10 чел.), Чемальского (10 чел.), Турочакского (10 чел.), Улаганского (10 чел.), Шебалинского (10 чел.) районов и г. Горно-Алтайска (10 чел.).

    В ходе работы семинара рассматривались вопросы по современной религиозной ситуации в России, воспитанию диалога межконфессионального взаимодействия, профилактике экстремизма, проблемам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях и профессиональной этике педагога в современных социокультурных условиях.

    В рамках реализации основного мероприятия «Содействие этнокультурному многообразию народов в части сохранения и развития языкового многообразия народов, проживающих на территории Республики Алтай» подпрограммы «Сохранение и развитие этнокультурного наследия народов Республики Алтай» государственной программы «Развитие культуры» Министерством образования и науки Республики Алтай отработан механизм учебно-методического обеспечения по алтайскому языку и литературе, а также истории и культуре Горного Алтая.

    Содержание школьных учебников, учебных пособий направлено на формирование, воспитание любви к своей малой Родине, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в Республике Алтай.

    Таким образом, в образовательных организациях большое внимание уделяется воспитанию  культуры межнациональных отношений.

     

    Предложения:

     

    1.                     Образовательным организациям совместно с родителями, общественными объединениями, муниципальными органами власти провести мероприятия, посвященные языковому воспитанию обучающихся.

    2.                     Активизировать представление проводимой работы по направлению в СМИ.

     




Возврат к списку