Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2

  • «Совершенствование содержания регионального образования на основе мониторинговых исследований»

    Уважаемые коллеги!

    Сегодня мы собрались на традиционное августовское совещаниедля обсуждения одной из важных проблем развития российского образования - совершенствование содержания образования на основе мониторинговых исследований.

    Президент страны В.В. Путин на заседании Госсовета 23 декабря 2015 года актуализировал отдельные задачи. Цитирую: «…Школа должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования».

    Поддержку в решении актуальных проблем регионального образования постоянно оказывает Правительство Республики Алтай.  Информация о финансово-экономической составляющей развития сферы образования региона представлена вам на слайдах. Цифры и объемы солидны даже в условиях бюджетных ограничений.

    Нам сегодня предстоит обсудить результаты совместной работы над решением    главной задачи прошедшего 2015-2016 учебного года, обозначенной в резолюции совещаниягод назад.Это –повышение качества образования через   обновление образовательных программ, методик преподавания, повышение квалификации педагогов,  совершенствование материально-технической базы и инфраструктуры образовательных организаций.

         Для решения этой задачи в резолюции в числе первоочередных мер мы обозначили разработку модели распределенного управления процессом разработки основных образовательных программ и их экспертизы в условиях перехода 5-х классов на новый образовательный стандарт. Каковы результаты этой работы?

    На всех уровнях  были созданы и успешно функционируют проектные и экспертные группыуправления процессом разработки  и экспертизы образовательных программ. Координатором этой работы является Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай.

    Создан банк лучших образовательных программ школ и программ стажировок, которые выявлены по итогам проведения общественно-профессиональной экспертизы, через участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Путь к успеху», ежегодного регионального фестиваля новаторов. Интересны по содержанию и технологиям реализации образовательные программы таких организаций как Кадетская Школа № 4 г. Горно-Алтайска», Манжерокская школа Майминского района, Чепошскаяшкола Чемальского района.16 школам – лидерам присвоен статус региональных инновационных площадок.

    Наша задача в этом учебном году – организовать на их базе стажировки для руководителей и учителей школ, имеющих стабильно низкие образовательные результаты.

    В качестве компетентного экспертного сообщества в прошлом учебном году заявило о себе региональное учебно-методическое объединение, созданное в июне 2015 года. Считаю необходимым поставить задачу активизации деятельности РУМО в вопросах анализа и использования  результатов различных мониторинговых исследований.

    Совершенствованиерегиональногообразования невозможно без его объективной оценки. Объективная, достоверная и надежная информация о состоянии и развитии системы образования на всех уровнях, о качестве образовательных услуг, их соответствии федеральным государственным образовательным стандартам– вот главный результат всех оценочных процедур.

                    В резолюции совещания 2015 года мы ставили задачу – обеспечить участие Республики Алтай в конкурсных мероприятиях ФЦПРО по решению задачи 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов».

         Подготовленная заявка прошла конкурсный отбори республике предоставлена субсидия в размере 2 549 000 руб. Эти средства были направлены на материально-техническое оснащение РЦОИ, пунктов проведения экзамена, что позволило заметно расширить использование современных технологий при проведении ЕГЭ (печать КИМ в аудиториях ППЭ, сканирование материалов ЕГЭ в ППЭ).Реализация мероприятий проекта обеспечит дальнейшее развитиесистемы мониторинга качества регионального образования, механизмов привлечения общественности к независимой оценке.

         Мониторинговыми исследованиями в республике охвачены все уровни образования. Учреждения дошкольного образования с 2014 года активно участвуют во всероссийском мониторинге  введения ФГОС дошкольного образования. Анализ данных мониторинга выявил основные препятствия к улучшению качества. Это – сложившиеся в дошкольном образовании  традиции с акцентом на управление взрослого деятельностью ребенка, недооценка роли кооперации детей, инициативного действия, развернутой игры для развития.

         Сегодня нам нужен инструмент оценки реальной реализации ФГОС дошкольного образования. При этом оценивать нужно образовательную среду, что позволит выявить: в какой среде находится ребенок сейчас, какова возможность ее совершенствования, пока ребенок находится в этой среде, т.е. с перспективой его развития. Этот инструмент требует серьезной подготовки экспертов. Прошу модераторов секции № 6 организовать обсуждение и этого вопроса.

    В 2015-2016 учебном году проведена оценка качества освоения обучающимися образовательных программ через  обязательные  (аккредитационная экспертиза) и добровольные процедуры оценивания в 36 школах.В числе активных заказчиков независимой оценки выступали школы муниципальных образований «Усть-Канский район», «Онгудайский район» (Усть-Канская, Кырлыкская, Тюдралинская, Верх-Ануйская, Еловская, Шашикманская). Сравнительный анализ результатов независимой оценки показал позитивную динамику образовательных достижений обучающихся этих школ.

    Этот механизм необходимо применить школам, имеющим стабильно низкие образовательные результаты. Прошу модераторов экспертно-проектировочного семинара по антикризисному управлению проработать сегодня практические шаги в этом направлении.  

          Анализируя результаты ЕГЭ, отметим заметное увеличение высокобалльных работ: их получили 259 обучающихся, в 2015 году было 226.В этом году  три работы получили максимальных 100 баллов: 2 – по русскому языку  (РКЛ и Онгудайская школа) и 1 - по истории также РКЛ. Это – без сомнения успех не только ученика, учителя и школы, но и всей системы образования региона. Необходимо анализировать этот позитивный опыт, закреплять и развивать его дальше. Общими усилиями нам удалось снизить количество не выданных аттестатов: с 69 в 2015 году до  41 в этом году (на слайде – в разрезе районов).

    Девятиклассники в этом году помимо двух обязательных предметов: русский язык и математика, сдавали еще два по выбору.  Выпускники основной школы чаще выбирают такие предметы как: обществознание, биология, география. Значительно реже выбирают литературу, иностранные языки. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 г. – до трех, в 2020 г. – до четырех. Уже в 2017 г. баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы, и влиять на оценку в аттестате.

    Результаты ОГЭ 2016 года: в основной период по русскому языку  «4» и «5» получили 59% обучающихся, «2» – 3,4%, по математике «4» и «5» – 32,6 %, «2» – 25,3%. В августе текущего года проведены совещания по результатам ГИА – 2016 и вопросам организации  проведения аттестации. В ходе совещаний были проанализированы причины неуспешной сдачи экзаменов, обсуждены подходы к разработке планов на новый учебный год. Рекомендуем каждой образовательной организации, проводя анализ результатов ГИА, начинать с себя, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса, начиная с начальных классов, когда идет работа над формированием базовых компетенций, развитием познавательного интереса и мотивации ребенка к обучению.

    В 2015-2016 учебном году Рособрнадзоромпроведена апробация  новой процедуры оценки качества образования – Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые будут проводиться ежегодно в российских школах, а с 2017-2018 учебного года войдут в штатный режим.

             Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В 2015/16 учебном году эти работы проводились в  4-х классах: в декабре 2015-го русскому языку и математике;в апреле 2016-го по 3 предметам, включая окружающий мир.

    Результаты ВПР свидетельствуют о наличии проблемных зонв подготовке обучающихся в соответствии с ФГОС начального общего образования. А именно:  недостаточно  развиты навыки проведения логических рассуждений и конструирования, умениярешать практические задачи, требующие анализа ситуации и сравнения различных вариантов.

    Как показывает анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ наши выпускники демонстрируют недостаточный уровень того же набора компетенций, что выявил ВПР в начальной школе.

    В новом учебном году методическим службам необходимо оказать адресную помощь учителям в преодолении профессиональных затруднений в формировании ключевых умений и навыков обучающихся.

    Результаты ВПР необходимо использоватьдля выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, оценки личностных результатов обучения. Остается проблема объективности результатов ВПР и других оценочных процедур. Этотвопрос прошу обсудить на секции № 2 и выработать конкретные предложения.

    В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменения в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах, по разным предметам. Речь идет, прежде всего, о предметах,  которые не выбираются школьниками для прохождения государственной итоговой аттестации. Центру оценки качества образования необходимо расширить практику проведения республиканских проверочных работ по различным предметам, включая региональные, с охватом обучающихся 6,7,8 классов.

    К обсуждению темы независимой       (общественной)       оценки качества образования мы приступили еще в 2013 г. В прошедшем учебном году в Республике Алтай работа по формированию системы независимой оценки качества услуг, оказываемых организациями системы образования, была продолжена: функционировали общественные советы, дорабатывались критерии оценки.

    В 2015 году в процедурах независимой оценки качества услуг приняли участие свыше 130 образовательных организаций.И здесь важно избежать формальных решений, договориться о содержании оценочных процедур, понятных не только специалистам, но и широкой общественности.

    Результаты именно этой работы должны быть основой для принятия мер по созданию комфортных условий. Это только начало пути, промежуточные итоги этой работы в регионе нам надо подвести на секции, которая пройдет в онлайн-режиме с участием представителей Хакасии и Самарской области.

         Совершенствование содержания образования и повышение его качества немыслимо без изменений в образовательных технологиях. Одна из новаций 2015/16 учебного года – электронные учебники. У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия. Школы получили возможность использовать (в том числе одновременно) как традиционные учебники, так и электронные. Проведена определенная работа по обучению учителей, координатором которой являлся ИПК. Институту необходимо продолжить дальнейшую работу по исследованию уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов в плане использования электронных образовательных ресурсов.

    Рост качества образования невозможен без постоянного совершенствования содержания и методов преподавания учебных предметов. Здесь речь идет о преподавании не только русского языка и математики, но и других предметов, в том числе региональных. В рамках реализации целевой программы «Развитие алтайского языка» ведется системная, целенаправленная работа по учебно-методическому обеспечению этнокультурной составляющей содержания общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. За последние 4 года разработаны и изданы более 120 наименований учебно-методической литературы.Учебники по алтайскому языку и литературе начальной школы, имеющие электронные аналоги, включены в Федеральный перечень.

    Повышение качества образования не­возможно без особого внимания к вос­питанию как неотъемлемой части обра­зовательного процесса.Мы говорим о личностных результатах образования, о реализации программы воспитания и социализации. Как подчёркивал Президент на заседании Госсовета – «Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы…».

    Содержание воспитательной работы в прошедшем учебном году было проникнуто значением таких знаменательных дат, как 70-летие великой Победы, 260-летие вхождения алтайского народа в состав России и 25-летие образования Республики Алтай. Кадетское, волонтерское движение получили новый импульс развития. Многие мероприятия стали культурно-образовательными событиями в жизни школьников, эмоционально  возвышенными, заставившими молодое поколение задуматься  о нравственных принципах и моральных ценностях, объединяющих наше общество.

    Нам необходимо продолжить работу по поддержке детских инициатив в самых разных формах и проектах, в том числе в рамках Российского движения школьников, уделяя внимание и особым детям.

    Коллеги, во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. В апреле 2016 года 150 учителей русского языка и математики нашей республики участвовали в мониторинговых исследованиях уровня сформированности профессиональных компетенций, организованных Рособрнадзором. Результаты получим в ближайшее время. Такая же  работа проводилась и региональными методическими службами.

    Исследования позволили выявить проблемы в профессиональном развитии педагогов. Необходимо оперативно и мобильно реагировать на запросы учителей, практиковать обучение в проектном режиме, сделать более прозрачными и доступными процедуры аттестации. Есть опыт отдельных регионов, где учителя по желанию проходят независимую оценку квалификации, сдают ЕГЭ по своему предмету и на основе такой оценки понимают свои квалификационные дефициты. Стоит изучить позитивный опыт и внести новации в этом направлении. Прошу обсудить этот вопрос на тематической секции с выходом на конкретные меры.

    Совершенствование содержания образования на основе мониторинговых исследований является задачей  и для системы профессионального образования республики. В текущем году все учреждения СПО региона принимают участие в мониторинге качества подготовки кадров. Мониторинг проводится во исполнение комплекса мер, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года. Результаты в начале декабря будут размещены на сайте Минобрнауки России. На их основе нужно будет выстраивать дальнейшую траекторию развития с выходом на  участие в международном движении WorldSkills, основная задача которого повысить престиж рабочих профессий.

    Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет, что система образования сейчас работает в сложных финансовых условиях. Тем не менее, государство не снижает уровень социальных гарантий, по-прежнему оказывает серьезную поддержку региону для обеспечения доступности образования. Однако  нам самим следует активизировать деятельность по привлечению средств из разных источников, в том числе через участие в конкурсном отборе заявок, организуемых различными фондами.

    Поздравим с успехом Лицей № 6 им. И.З. Шуклина г. Горно-Алтайска, победившего в конкурсе Минобрнауки России в рамках ФЦПРО «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся» и выигравшего грант в объеме 1 миллиона  рублей.

    В целях дальнейшего развития регионального образования на основе мониторинговых исследований нам необходимо в новом учебном году решить следующие задачи:

    - внедрить современные технологии и механизмы оценивания, повышающие объективность и достоверность результатов;

    - определить психолого-педагогические ресурсы образовательных организаций в создании условий для адаптации, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями;

    - повысить уровень аналитики результатов мониторинговых исследований и дальнейшего их использования в работе образовательных организаций и органов управления образованием.

    Уважаемые коллеги! Завершая свое выступление, хочу поздравить вас с началом нового учебного года! Первое сентября – особенный праздник: добрый, светлый, оптимистичный. Праздник для каждого из нас! Пусть новый учебный год будет для вас увлекательным, творческим и плодотворным, принесет больших успехов и достижений в работе!

    Благодарю за внимание!




Возврат к списку