Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2

  • «Региональная система образования: новые ресурсы – новое понимание – новое качество образования»

    Уважаемые коллеги!

    Формат августовского совещания позволит нам вести открытый профессиональный разговор об итогах работы отрасли в прошедшем учебном году, искать пути оптимального решения имеющихся проблем и, отвечая на вызовы времени, продиктованные экономическими и политическими реалиями, определить актуальные задачи на предстоящий учебный год.

    В четырнадцатом-пятнадцатом учебном году мы работали в условиях, когда на федеральном уровне было принято немало стратегических документов, в полном объеме действовал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», шла активная работа, направленная на выполнение майских 2012 года Указов Президента РФ В.В. Путина и «дорожных карт» по их реализации, принят ряд новых концепций в области образования.

    Задач было и остается много. Все они важны, требуют ресурсов, правильных управленческих решений и высокой исполнительской дисциплины. В новом учебном году нам с вами предстоит продолжить работу по повышению качества образования. Все мы знаем, что данное направление приоритетно. В этом русле я остановлюсь на тех ключевых направлениях, которые находятся на контроле Президента РФ, Правительства страны и Главы республики, которые призваны усовершенствовать систему образования нашей страны.

    Особое внимание в последние годы государство уделяет обеспечению доступности образования в рамках целевых программ. Так, на реализацию государственной программы Республики Алтай «Развитие образования» на 2013-2018 годы из республиканского бюджета ежегодно направляется около 3 млрд. рублей.

    К 1 января 2016 года необходимо обеспечить всеобщую доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В системе образования Республики Алтай в последние годы отмечается рост числа организаций, реализующих программы дошкольного образования. На 1 июля 2015 года средний показатель доступности по республике составил 85 процентов от потребности (в 2014 г. – 84 %). В нашей республике внедрена электронная очередь в детские сады. Говоря об электронных системах учета, хочу отметить, что в 2015 году Минкомсвязи выделил нашему региону 10 млн. рублей на создание электронной системы «Контингент». Предстоит масштабная работа по введению данных в систему. Коллеги, я надеюсь, что совместными усилиями мы сможем решить эту проблему в сжатые сроки.

    Реализуются мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования. Плановый показатель на 2014 год выполнен – введено 1137 мест. Плановый показатель 2015 года – 2280 мест.

    Для ликвидации очередности необходимо развивать альтернативные формы дошкольного образования. Это частные и  семейные детские сады. В республике 4 негосударственные организации получили лицензию  на образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

    Ведется активная работа по созданию условий для внедрения ФГОС дошкольного образования во всех муниципалитетах республики.

    Теперь о создании мест в школах. Проходит согласование проекта постановления Правительства РФ о новом этапе модернизации региональных систем общего образования (МРСО-2). На это будут выделены федеральные средства, плюс региональное софинансирование. Деньги пойдут только на строительство новых школ, на ремонт и прочие нужды их использовать нельзя. Вопрос «почему»? Почти четверть всех школ страны работает в две и в три смены. В нашей республике в две смены работают 39 % (70) школ. Из общего числа школ, ведущих обучение во 2 смену, 68 % находятся в изношенном состоянии (48 школ).

    Задача по переводу обучения школьников в одну смену поставлена Президентом РФ. Мы видим, понимаем эту задачу и принимаем ее к исполнению как одну из приоритетных. Министерство разрабатывает проект ведомственной целевой программы «Ликвидация сменности и создание новых мест в общеобразовательных организациях в муниципальных образованиях Республиках Алтай на 2016-2020 годы». Данная программа будет  включена в проект федеральной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2015-2025 годы».

    В 2014 году введены в эксплуатацию новая школа с. Верх-Уймон, первая очередь строительства Улаганской СОШ, первая очередь Ининской СОШ, продолжается реконструкция Еловской СОШ. Планируется строительство новой общеобразовательной школы № 7 в г. Горно-Алтайске, средней школы с пристроенным детским садом в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района. Ведутся работы по ремонту и реконструкции школ.

    Согласно представленной информации от муниципальных образований, на подготовку муниципальных школ к началу нового учебного года было запланировано  204 млн. рублей.

    На развитие спортивной инфраструктуры в сельских школах в 2014 году выделена федеральная субсидия в размере 26 млн. 940 тыс. рублей; из республиканского бюджета – 3 млн. 909 тыс. рублей. Средства направлены на ремонт 3 спортивных залов (Курайская СОШ, Дмитриевская СОШ, Уйменская СОШ); оснащение спортивным инвентарем и оборудованием (69 школ); строительство двух открытых плоскостных спортивных сооружений (Ябоганская СОШ, Ильинская СОШ).

    В школах республики всем обучающимся предоставлена возможность получать горячее питание, для детей из малообеспеченных семей оно является бесплатным. Охват детей горячим питанием в общеобразовательных учреждениях составил 98,0 %. Достигнута экономия денежных средств в сумме 16,5 млн. рублей, обеспеченная использованием в питании обучающихся овощей и фруктов, выращенных на пришкольном участке, в 85 % школ. Это составило 54 % от потребности. Хочу поблагодарить руководителей школ за успешное решение задачи по импортозамещению.

    Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью является важным направлением деятельности Министерства образования и науки РФ. Наша задача в следующем году – продолжить работу по созданию условий для получения качественного образования детьми этой категории на всех уровнях образования. В 2014 г. на обустройство санитарно-гигиенических помещений, установку системы информации на объекте, пандусов и поручней в 9 образовательных организациях, подведомственных Министерству, выделено 1 млн. 64 тыс. рублей. В 2015 году на эти цели выделено  1 млн. 975 тыс. рублей, кроме того, планируется оснащение специализированным оборудованием 8 муниципальных школ. Реализуется дистанционное обучение для детей-инвалидов.

    Приказами Минобрнауки России в декабре четырнадцатого года утверждены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Наша задача – обеспечить соответствующие условия для внедрения нового стандарта на уровне начального общего образования уже с 1 сентября 2016 года.

    В развитие системы образования за последние годы в Республике Алтай вложены огромные средства. После создания необходимых условий, материально-технической базы от нас с вами ждут соответствующих результатов. Понятно, что результат, как отдельной образовательной организации, так и образовательной системы в целом, зависит от грамотной работы управленческой команды и педагогического коллектива.

    Одним из механизмов повышения требований к качеству работы педагогов становится эффективный контракт. Он учитывает современные стандарты профессиональной деятельности, является механизмом повышения требований к качеству работы. В нашем регионе все руководители школ и 79,5 % педагогических работников перешли на эффективный контракт.

    В течение всего учебного года приоритетной для нас оставалась работа по повышению социального статуса учителя. Средняя заработная плата в системе образования Республики Алтай за первое полугодие 2015 года данным достигла следующих показателей (на слайде):

    педагогические работники общеобразовательных организаций – 26792,2 рубля;

    педагогические работники дошкольных образовательных организаций – 20908,7 рублей;

    педагогические работники в системе среднего профессионального образования – 22982,2 рубля;

    научные сотрудники – 30492,1 рубль;

    педагоги дополнительного образования детей – 19984,2 рубля.

    В 2015 году стоит задача сохранить достигнутый уровень заработной платы педагогов и обеспечить эффективную и качественную работу педагогических коллективов и системы образования в целом.

    Продолжается грантовая поддержка педагогов. В 2015 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» определены 6 победителей: 3 – на федеральном уровне (премия по 200 т.руб.), 3 – на региональном (премия по 50 т. руб.).

    В 2015 году в рамках Недели педагогического мастерства проведено 8 конкурсов. Общее количество конкурсантов – 65 человек. Победителями стали лучшие из лучших.

    Новация две тысячи пятнадцатого-шестнадцатого учебного года – электронные учебники. У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия. Министерством ведется работа с издательствами по апробации электронных учебников в 183 школах республики.

    В четырнадцатом-пятнадцатом учебном году обеспеченность учебниками обучающихся 1-5 классов общеобразовательных организаций, специальных (коррекционных) школ, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 100%. Остается проблема приобретения учебников за счет средств республиканского бюджета для обучающихся 6-11 классов.

    С 1 сентября в школах появятся новые учебники по истории России, написанные на основе Историко-культурного стандарта. В наших школах с 1 сентября все 6-классники будут учиться по новому учебнику истории.

    Реализуется Концепция развития математического образования в Российской Федерации, ее ключевой посыл – «нет детей, неспособных к математике». Министерством образования и науки Республики Алтай разработан и реализуется План мероприятий по реализации Концепции. Как и было предусмотрено Концепцией, ЕГЭ по математике в этом году впервые проведен на базовом и профильном уровне.

    Одной из мер по повышению качества преподавания и изучения русского языка должна стать Концепция школьного филологического образования, проект которой разработан РАО и Ассоциацией учителей литературы и русского языка. В 2015 году начнется разработка концепции географического и  технологического образования.

    Важным элементом формирующейся системы оценки качества образования является государственная итоговая аттестация. ЕГЭ в этом году прошел объективно – без серьезных нарушений и технологических сбоев.

    Хочу вас, коллеги, поблагодарить за объективное и организованное проведение ЕГЭ в этом году. Особенно хочу выразить благодарность организаторам, руководителям ППЭ, членам ГЭК РА. Стоит отметить организованный на должном уровне безопасный подвоз детей на экзамены. Все мы знаем, что период проведения ГИА очень напряженный, требует немало усилий от всех участников образовательного процесса. Слаженная работа и ответственное отношение к делу обеспечили проведение экзаменов на высоком уровне.

    Честность и объективность проведения Единого государственного экзамена важнее регионального среднего балла по тому или иному предмету и позволяет нам очень точно установить проблемы. Повторюсь, что для нас самое главное – чтобы экзамены проходили честно.

    В этом году результаты ЕГЭ по русскому языку показывают некоторые улучшения – в среднем рост составил 3,5 балла. В 2015 году результаты улучшились по шести предметам по выбору: физика, химия, история, английский язык, немецкий язык, обществознание (на слайде). В сравнении с общероссийскими значениями средний бал ЕГЭ 2015 года незначительно выше по географии и английскому языку. Следует отметить значительное увеличение высокобалльных работ в 2015 году – на 6,8 %.

    Средний бал по математике в 2015 году ниже, чем в 2014 на 4,7 балла и составил 38,03 балла. Доля учащихся, успешно сдавших два обязательных предмета в основной период ЕГЭ-2015, составила 94 %. Этот показатель демонстрирует качество подготовки обучающихся в школах республики, и в этом направлении нам еще нужно много работать.

    К сожалению, приходится констатировать, что в этом году увеличилось более чем в 2,5 раза (с 26 до 69) число невыданных аттестатов по результатам ЕГЭ в сравнении с прошлым годом. Из 69 – 6 выпускников текущего года остались без аттестатов за нарушение Порядка проведения аттестации на обязательных экзаменах (Кош-Агачский район). Были нарушения порядка и на экзаменах по выбору – у трёх выпускников (Кош-Агачский район, Республиканская гимназия) аннулированы результаты по обществознанию и истории. Хочу заострить Ваше внимание на проблеме выбора базового и профильного уровней ЕГЭ по математике. В некоторых школах (Кадетская школа № 4, Акташская школа)учителя настояли на сдаче только профильного уровня, в результате чего – высокий процент невыданных аттестатов.

    Обращаю Ваше внимание на то, что в сентябре выпускники имеют право пересдать обязательные экзамены для получения аттестатов. Вместе с ними могут пересдать экзамены те выпускники, которые хотят улучшить свои результаты по русскому языку и математике.

    Что касается 9 классов, хочу напомнить, что на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не прошедшие ГИА дополнительно в сентябрьские сроки, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования в школах (повторное обучение) либо в форме семейного образования. Задача школы – выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, не получивших аттестат об основном общем образовании. Необходимо обеспечить возможность получения рабочих специальностей, и на эти программы можно поступать без аттестата, такова норма закона. Это увеличивает шанс детей на успешную социализацию. Каждый ребенок должен находиться на персональном контроле у руководителя школы и муниципального органа управления образованием.

    Нашей главной задачей на следующий учебный год будет – максимально объективно провести государственную итоговую аттестацию в 9 классе, обеспечить качественную подготовку и честное проведение экзаменов.

    Рекомендуем каждому муниципалитету, каждой образовательной организации, проводя анализ результатов ГИА в 9 и 11 классах, анализировать динамику результатов за последние годы, выявляя проблемы, начинать с себя, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса.

    С 27 по 31 июля 2015 года нами проведены совещания с муниципалитетами, образовательными организациями, подведомственными Министерству по результатам ГИА-2015 и вопросам организации  проведения аттестации. В ходе совещаний были проанализированы причины неуспешной сдачи экзаменов, обсуждены подходы к разработке планов на новый учебный год, сделаны выводы. В следующем учебном году необходимо разработать на всех уровнях Планы по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения, в том числе в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Необходима адресная поддержка таких школ.

    О новинках ГИА 2016 года. Помимо русского языка и математики, 9-классники должны будут обязательно сдавать еще 2 предмета – по выбору. С 2016/2017 учебного года для получения аттестата будут нужны результаты по 4 предметам: математика, русский язык и 2 – по выбору. Кроме того, в 2017 году баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы.

    Во всех пунктах проведения экзаменов Республики Алтай будет 100 % онлайн видеонаблюдение, установлены средства подавления сигналов мобильной связи.

    В рамках совершенствования общероссийской системы оценки качества образования Республика Алтай принимает участие в национальных исследованиях качества образования, осуществляет формирование независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Разработаны и утверждены новые модель и положение о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай. Результаты этой работы будут обсуждены на дискуссионной площадке.

    Одной из новых форм оценки качества образования является проведение всероссийских проверочных работ.  Работы впервые будут писать четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы проверочные работы будут проводиться и в других классах.

    Одним из механизмов повышения качества образования можно рассматривать объективную проверку знаний учителя. Исследование профессиональных компетенций уже прошло среди учителей истории на Российском уровне. В дальнейшем проверки будут проведены по всем предметам.

    В образовательных организациях Республики Алтай в 2014-2015 учебном году изучали алтайский язык 10103 обучающихся, казахский язык – 1304 обучающихся. Следует отметить, что сдавали экзамен по родной литературе в 11 классе  всего 19 - выпускников, по родному языку – 67 обучающихся 9 класса.

    В рамках реализации целевой программы Развитие алтайского языка ведется системная, целенаправленная работа по учебно-методическому обеспечению этнокультурной составляющей содержания общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. За последние три с половиной года разработаны более 90 наименований учебно-методической литературы по алтайскому языку, литературе и этнокультурной составляющей содержания образования. В 2014, 2015 годах  на издание учебно-методической литературы выделено по  4 млн. 800 тыс. рублей. В настоящее время идёт работа по введению региональных учебников в Федеральный перечень.

    Научная деятельность Министерства осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Этнокультурное наследие народов Республики Алтай – основа устойчивого развития региона», реализуемой Научно-исследовательским институтом алтаистики им. С.С. Суразакова. В рамках Программы Институтом разработаны 2 проекта, проведены научные исследования по 7 темам, конференции, изданы 3 монографии,  5 сборников документов и материалов; проводится рецензирование учебников по алтайскому языку.

    Институт успешно участвует в конкурсах грантов РГНФ и Фонда фундаментальных лингвистических исследований.

    Несколько слов о профессиональном образовании.

    В 2014 - 2015 учебном году системой профессионального образования подготовлено 1873 рабочих и специалистов.

    Прием на обучение по профессиональным образовательным программам в 2015 году сократился по отношению к приёму 2014 года на 3%. Наблюдается стабильное перераспределение контрольных цифр приема в сторону увеличения мест по направлениям магистратуры (в 2014 – 83 бюджетных мест, в 2015 – 101 бюджетное место).

    В среднем профессиональном образовании развивается новое направление деятельности, связанное с предоставлением услуг по коротким адресным образовательным программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Так, в 2014/2015 учебном году в Многофункциональном центре прикладных квалификаций, созданном на базе БПОУ РА «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», прошли обучение 1036 человек.

    Мы работаем над повышением инвестиционной привлекательности региона за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям отраслей экономики, на основе дуального образования; повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.

    В 2012 году Россия официально стала членом WorldSkills International. WorldSkills — международное некоммерческое движение, одной из целей которого является повышение престижа рабочих профессий. В 2015 г. команда в составе трех человек впервые представила Республику Алтай в Полуфинале Сибирского Федерального округа Национального Чемпионата России по стандартам WorldSkills 2015.

    23 мая 2015 года Правительством РФ подписано Постановление № 497 об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Документ подготовлен в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Программа предусматривает проектно-целевой подход к реализации в связи, с чем Республика Алтай будет участвовать в конкурсах, направленных на решение задач Программы.

    Уважаемые коллеги, подводя итог, хочу обозначить некоторые проблемы, над решением которых нам предстоит работать:

    выполнение требований СанПиН. Мы понимаем, что не всегда хватает на это средств;

    включение учебников родному языку и литературе в Федеральный перечень;

    100 % поэтапное обеспечение учебниками 6-11 классов в соответствии с ФГОС;

    качественная подготовка и проведение ГИА на территории РА в 2015-2016 учебном году;

    решение задачи по импортозамещению. Возделывание овощных культур на пришкольных участках ООО и профессиональных ОО, реализующих программы подготовки специалистов сельскохозяйственного производства.




Возврат к списку