Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду
 

  • 24 августа 2017

    Доклад Первого заместителя министра образования и науки Республики Алтай О.Б. Болтошевой на Августовском совещании - 2017

     «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Республики Алтай»

    Одной из важных задач Российского образования в последние годы, становится  воспитание высоконравственной личности, истинного гражданина своей страны, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 

    Именно эта идея пронизывает Федеральные государственные образовательные стандарты  на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным образованием. В концептуальные основы стандартов заложены процессы социализации и индивидуализации, как важной составляющей становления личности. Наряду с учебной деятельностью, важность приобретает внеурочная воспитательная работа, которая расширяет возможности образовательных организаций в сотрудничестве семьи и других институтов общества. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ в мае 2015 года, становится для всех субъектов ориентиром для выстраивания модели воспитания подрастающего поколения.

    Республика Алтай, в ряде других субъектов Российской Федерации, отличается многонациональностью населения, и как следствие, многообразием культур и традиций,  что позволяет говорить о высоком потенциале культурно-исторического и этнокультурного компонентов в воспитании подрастающего поколения.

    Сегодня мы на пути определения эффективных подходов и направлений совершенствования и развития  воспитательной работы с обучающимися в региональной системе образования, которая позволит обеспечить успешную социализацию детей и молодежи на основе базовых и этнокультурных  ценностей, с учетом  современной социокультурной ситуации. Министерством образования и науки Республики Алтай разработан проект программы развития воспитания в Республике Алтай до 2025 г., прошедшая этап общественного обсуждения.

    В системе образования Республики Алтай воспитательную деятельность обеспечивают 3607 педагогических работников, в том числе 117 заместителей директоров по воспитательной работе, 2091 классных руководителей, 153 воспитателя, 165 педагогов-психологов, 83 социальных педагога, 98 педагогов-организаторов и более 900 педагогов дополнительного образования.

    Во многих образовательных организациях  республики созданы и успешно функционируют воспитательные системы, ориентированные на потребности обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), учитывающие конкретные социально - педагогические условия,  существенно расширяющие диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность.

    Так, в  Гимназии № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска  уже более 7 лет нарабатывают опыт параллельно-раздельного обучения, где девочки обучаются в гендерных классах по типу Мариинской гимназии.   В  2015 г. в Гимназии стартовал инновационный проект «Мы -  патриоты России», открылся первый в республике пансионный класс девочек.  

    Республиканская гимназия имени Плакаса является участником проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО с 2007 года. Данный проект дает возможность как обучающимся, так и учителям гимназии, раскрыть свои способности, таланты, узнавать новое и помогать другим на пути образования и самообразования.

    Кадетская школа № 4 г. Горно-Алтайска является  одним из первых образовательных учреждений, реализующих кадетское образование с 2001 года, а сегодня - это региональная  инновационная   площадка по гражданско-патриотическому воспитанию.

    В рамках формирования гражданского самосознания и патриотизма среди школьников в регионе активно развивается кадетское образование; юнармейское движение, а также  военно-патриотические клубы (объединения) и школьные музеи.

    На начало 2017 года при образовательных учреждениях систем общего и дополнительного образования действует  34  патриотических клуба (объединений) и 2 зональных Центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан. В клубах  занимаются  673 обучающихся от 10 до 18 лет. Центры объединяют 450 молодых людей до 35 лет.

    В рамках патриотического воспитания на базе лагерей ежегодно проводятся профильные  военно-патриотические смены. Так, с 19 июня на базе туркомплекса «Манжерок» проведена патриотическая смена «Рубеж – 2017», собравшая 88 юных патриотов из всех муниципальных образований. 

    В ходе занятий ребята имели возможность познакомиться с профессиями пожарного и спасателя, постигали основы вождения багги, саперного дела, поисковой работы.

    В первой декаде августа этого года впервые в регионе прошел межрегиональный военно-патриотический лагерь «Честь имею!», посвященный 100-летию образования органов безопасности Российской Федерации. Участниками лагеря стали 80 ребят из разных регионов страны: Москва, Свердловская область, Хакасия, Новосибирск, Омск, Кемерово, Томск, Алтайский край. Многие из них являются участниками военно-патриотических клубов и объединений, победителями конкурсов военно-патриотической направленности. 

    На базе образовательных организаций осуществляют свою деятельность  83 школьных музея  (9 имеют паспорта республиканского уровня, остальные – всероссийский уровень).

    За 2016-2017 учебный год в образовательных организациях проведены более 1600 различных мероприятий по патриотическому воспитанию – линейки, акции, уроки мужества, классные часы, конкурсы, соревнования, которыми были охвачены более 33 тыс. детей.

    В рамках экологического воспитания подрастающего поколения в Республике Алтай принят Закон Республики Алтай от 06.07.2017 г. № 38-РЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай». В 2016-2017 учебном году в муниципальных образованиях Республики Алтай работали  70 творческих объединений экологической направленности, 15 школьных лесничеств,  4  эколого-волонтерских клуба.  Данные детские объединения являются активными участниками муниципальных  и  региональных мероприятий экологической направленности.

    В большинстве муниципальных образовательных организаций работают  учебно-опытные участки, проводятся  традиционные  декады  экологии и биологии, в рамках которых такие мероприятия как: операция «Кормушка», акция «Скворечник»,  озеленение  и благоустройство пришкольных  территорий,  экологические рейды по очистке берегов рек и ближайших лесных массивов.        

    Ежегодно с 2011 г. с целью сохранения редких, находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира проводится республиканский  экологический  фестиваль  «Земля снежного барса». В этом году Фестиваль проходил при активной поддержке заповедников. В мероприятии приняли  участие 240 обучающихся образовательных организаций Республики Алтай.

    Также в соответствии со Стратегией развития воспитания до 2025 г. в регионе реализуются и другие направления воспитательной деятельности, которые объединены Российским движением школьников Республики Алтай.

    Данный проект в Республике Алтай стартовал на базе 11 пилотных образовательных организаций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

    Координатором регионального отделения РДШ в Республике Алтай с 1 марта 2017 года назначена Яна Александровна Алмадакова, автор и руководитель социального проекта «Адрес детства».

    За 2016-2017 учебный год представители Республики Алтай приняли участие в десятках федеральных массовых мероприятиях, проводимых РДШ: «Всероссийский форум добровольцев», «Слет юных экологов», «Зимний фестиваль РДШ», семинары и съезды РДШ. На уровне региона в пилотных школах проведено сотни мероприятий по 4 направлениям. В июне 2017 года на базе детского оздоровительного лагеря «Манжерок» проведен республиканский слет РДШ, в котором приняли участие 78 обучающихся пилотных школ и лидеры детских общественных организаций.

    Программа Слёта включала образовательные, развивающие и развлекательные мастер-классы, игры, обучающие занятия и тренинги по основным направлениям РДШ; новшеством было проведение пресс-конференция «Сто вопросов к взрослому», где в формате панельной дискуссии ребята задавали вопросы экспертам, почетными гостями,  известными государственным и общественным деятелям.

    На протяжении трёх дней ребята нашей республики обучались, обменивались опытом и  обретали новых друзей.

    Лидерство, философия добровольчества и социальное проектирование - вот главные темы, которые вошли в блок по направлению «Личностное развитие».  Итогом работы стала разработка и организация детьми массового мероприятия.

    Блок по направлению «Гражданская активность» включал – мастер-классы по экологии, профориентации, робототехнике и участие в экологической квест - игре. В военно-патриотическом направлении были представлены силовые структуры Республики Алтай: и партнеры РДШ.

    В «Информационно-медийном направлении» ребята попробовали себя в роли практикующих журналистов – получили  азы телемастерства от ведущих профессионалов регионального телевидения. 

    С нового учебного года понятие «пилотная школа» больше не будет применяться. Это будут школы, где реализуется Российское движение школьников. С начала нового учебного года планируется увеличение школ, где будет реализовываться модель РДШ. В первую очередь мы будем вовлекать обучающихся детей опорных школ. Однако, возможность вступить школам в Российское движение школьников будет представлена всем школам региона, достаточно будет образовательному учреждению связаться с региональным координатором.

    В 2017 году Российским движением школьников планируется охватить до 6 000 обучающихся Республики Алтай и принять участие во всех массовых мероприятиях федерального уровня.

    Грамотная организация досуговой деятельности обучающихся рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий.

    Организация досуговой деятельности обучающихся имеет два важных направления: занятость детей в каникулярное время и в неканикулярный период учебного года.

    Во время летней кампании 2017 года реализовано 239 программ по организации летнего отдыха и занятости детей.

    В течение учебного года в школах ведется целенаправленная планомерная работа по организации досуговой деятельности обучающихся:

    - внеурочной деятельностью в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов охвачены более 19 тыс. обучающихся 1 – 6 классов по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,  спортивно-оздоровительное.

    - в школьных кружках занимается 16 568 чел., самыми посещаемыми являются кружки художественного творчества и спортивные секции;

    - охвачено услугами дополнительного образования в организациях дополнительного образования Республики Алтай –18 564 чел.

    Вместе с тем, в регионе еще существуют проблемы в реализации воспитательной деятельности, а именно:

    1. Недостаточно эффективно выстроена методическая работа на муниципальном уровне и в образовательных организациях, что приводит к формализму при организации воспитательной деятельности.  При разработке программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся отсутствует системный подход.Ставятся нереальные и неизмеримые цели и задачи воспитания, наблюдается   несоответствие содержания программ потребностям воспитанников. Все это мешает продуктивно выстраивать воспитательную деятельность образовательной организации.

    2. Не обеспечена должным образом преемственность общего и дополнительного образования в решении воспитательных задач, а также наблюдается слабое взаимодействие образовательных организаций с другими субъектами воспитания и социализации на системной основе.

    3. Низкая активность образовательных учреждений в вопросах организации просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей и их низкая мотивация к участию в управлении образованием. Потенциал родителей используется зачастую как механизм ресурсной поддержки школы, а не как способ контроля, получения постоянной обратной связи и обеспечения преемственности воспитания в школе и семье.

    4. Невысокий уровень мотивации педагогов к занятию воспитательной деятельностью, поскольку традиционно приоритет имеют предметные результаты, а не  личностное развитие ребенка. Причина такого положения, возможно, в отсутствии оценки результатов воспитательной деятельности на уровне организации и района, значительная отсроченность результатов воспитательной деятельности. Следствием такой ситуации  является формальный подход педагогов к организации воспитательной работы.

    Для решения обозначенных проблем и в целях формирования единого подхода к воспитанию  обучающихся Министерство образования и науки Республики Алтай определяет следующие стратегические направления развития воспитательной деятельности:

    1. Повышение эффективности системы методической работы через: разработку концептуальных положений воспитательной деятельности, организацию мониторинга воспитательной деятельности, обучение кадров.

    2. Развитие сетевого взаимодействия для объединения образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования,  реализации образовательных проектов и социальных инициатив.

    3. Совершенствование региональной системы дополнительного образования, включающее: создание регионального модельного центра, введение персонифицированного финансирования учреждений дополнительного образования, обеспечение доступности дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности, создание детского технопарка «Кванториум».

    4.Развитие воспитательного потенциала семьи на основе повышение педагогической культуры родителей и их мотивации через: создание регионального отделения «Всероссийского родительского собрания»; организацию форм родительского общественного контроля, проведение регионального конкурса родительских комитетов и организацию родительского всеобуча в форме Интернет-собраний с привлечением представителей государственных структур и широкой общественности

    Уважаемые коллеги!

    Реализация всех представленных в докладе стратегических направлений потребует консолидации усилий и ресурсов, согласованных действий государственных и муниципальных институтов, общественных объединений, обеспечивающих комплексный подход в решении задач развития воспитания, удовлетворения индивидуальных потребностей, способностей, интересов каждого ребенка.

    Благодарю за внимание!

     


    Документ:  Загрузить


Возврат к списку