Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Августовская конференция 2018ВФМС2017Президентские игры-2017Линейка-2017-2

  • 13 марта 2018

    Основные результаты деятельности в сфере образования и приоритетные задачи", доклад министра А.В. Бондаренко на Коллегии Министерства образования и науки Республики Алтай от 12 марта 2018 г.

    В ежегодном послании Федеральному  собранию 1  декабря 2016  года Президент  России Владимир Владимирович Путин  подчеркнул,  что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития.          

    Благодаря совместной работе нам удалось обеспечить  стабильное функционирование  отрасли,  сохранить  и  исполнить  в  полном  объеме  социальные обязательства, а  также продолжить реализацию региональных проектов.

    Важнейшими условиями достижения качественного образования являются:

    - финансовое обеспечение,

    - современная материально-техническая база,

    - кадровые ресурсы.

    Целевые показатели уровня оплаты труда отдельных категорий работников сферы образования и науки, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации, по предварительной оценке Министерства образования и науки Республики Алтай по итогам 2017 года достигнуты по всем 6-ти целевым категориям работников, в том числе средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений сохранилась на уровне, достигнутом за 2016 год. В процентном соотношении показатель достиг 101 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Республике Алтай за 2017 год при плановом значении в 100 %.

    В 2017 году на материально-техническое оснащение детских садов выделено 12 млн. 425 тыс. 600 рублей:

    - проведен капитальный ремонт детского сада в с. Катанда Усть-Коксинский район;

    - погашена кредиторская задолженность за капитальный ремонт детского сада в с. Уймень Чойского района.

    Обеспечив доступность дошкольного образования для детей в возрасте с 3 до 7 лет в 2016 году, продолжена работа по созданию новых мест и развитию различных форм дошкольного образования от 1,5 до 3 лет: в настоящее время программы дошкольного образования реализуют 14 частных детских садов (521 ребенок),  62 семейных детских сада (263 ребенка).  Президентом  Российской Федерации определена задача по достижению к 2021 году 100 - процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Прогнозная актуальная очередность детей в возрасте от двух месяцев до трех лет с 2018 по 2021 год составит 660 человек. В целях ликвидации очередности предусмотрены следующие мероприятия:

    - создание дополнительных мест в дошкольных образовательных и иных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, за счет эффективного использования их помещений – 220 мест;

    - строительство здания детского сада - 120 мест (в г. Горно-Алтайске, срок ввода 2019 год);

    - поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования – 150 мест;

    - развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования – 170 мест.

    Для школьного образования  актуальна проблема перегрузки школ и износа зданий. В целях решения вопроса ликвидации второй смены и обеспечения доступности  в  системе общего образования  реализуется региональная программа «Содействие созданию в Республике Алтай новых мест в общеобразовательных организациях». К 2025 году планируется ликвидировать вторую смену за счет реконструкции 4 и строительства 15 зданий школ.

    В 2017 году количество общеобразовательных организаций, требующих капитального ремонта, составило 54, что на 4 организации  меньше, чем в 2016 году. Доля школ, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, составляет в городе 100 %, в сельской местности – 90 %.

    В 2017 году осуществлен возврат старого здания БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса» на 260 мест (60 млн. рублей), завершен капитальный ремонт спального корпуса КОУ РА «Коррекционная школа – интернат», МОУ «Аносинская СОШ», МБОУ «Теректинская СОШ», МБОУ «Амурская СОШ» на общую сумму 112,0 млн. рублей.

    В августе 2017 года осуществлен перевод детей МБОУ «Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска» и МБОУ «Средняя школа № 1 г. Горно-Алтайска» в помещения ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» на 671 место.

    На материально - техническое оснащение общеобразовательных организаций выделено 14 млн. 985 тыс. 700 рублей. Обеспеченность учебниками в школах составляет 100%, в 2017 году закуплено 106799 экземпляров на сумму более 36 млн. рублей.

    На капитальный и текущий ремонт муниципальных учреждений к началу нового 2017-2018 учебного года направлены средства в общей сложности 117 млн. 300 тыс. руб., в том числе за счет средств местного бюджета - 38 млн. руб.

    Напомню еще об одном важном проекте по развитию инфраструктуры с участием федеральных средств – создание в школах, расположенных в сельской местности,  условий  для  занятия физической  культурой  и  спортом. В 2017 году отремонтировано 13 спортивных залов во всех районах республики. На указанные цели предусмотрено 21 млн.350 тыс. руб., из них 18,1 млн. руб. за счет средств федерального бюджета, 1,7 млн. руб. – республиканского бюджета Республики Алтай, местного бюджета – 1,55 млн. руб.

    В текущем году  в школы направлено 16 автобусов на сумму 26 млн. руб. Таким образом, общее количество школьных автобусов, состоящих на балансе образовательных организаций Республики Алтай, составляет 155 единиц.

    С пришкольных участков собран хороший урожай  - 278 тонн овощей. Системная работа по трудовому воспитанию выстроена в школах Усть-Канского, Усть-Коксинского и Онгудайского районов, данные муниципальные образования определены лучшими по работе на пришкольных участках.

    Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью является важным направлением деятельности Министерства образования и науки. Наша задача в следующем году – продолжить работу по созданию условий для получения качественного образования детьми этой категории на всех уровнях образования. В 2017 г. на создание архитектурной доступности, закупку оборудования для 11 муниципальных дошкольных организаций, двух организаций дополнительного образования  выделено 10 млн. 398 тыс. рублей.

    5,5 млн. рублей, из которых 5,2 млн. – из федерального бюджета, направлены на создание еще одной организации для инклюзивного профессионального образования на базе Педагогического колледжа. Доля образовательных организаций, в которых создана   безбарьерная среда для инклюзивного образования детей - инвалидов, в общем количестве  образовательных организаций, составляет 24,7%.

    164 первоклассника и 198 второклассников обучается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ. 

    23 ребенка с проблемами зрения из Республики Алтай обучаются в учреждениях Алтайского края на договорной основе. Объем средств регионального бюджета составляет 4 980,00 тыс. рублей.

    В 2017 г. в общеобразовательных организациях по сравнению с 2016 годом увеличилось количество педагогов-психологов – 157 чел. (153), учителей-дефектологов - 18 чел. (8),    учителей-логопедов – 80 чел. (75), других специалистов (тьюторов, ассистентов, сурдопедагогов) – 18 чел. (11).

             Результаты работы системы общего  образования  Республики Алтай в  целом  можно  считать  позитивными. Это подтверждают, прежде всего, результаты государственной итоговой аттестации.

    Единый и основной государственные экзамены прошли объективно, без серьезных нарушений и технологических сбоев.

    По итогам результатов ЕГЭ в 2017 году увеличилось количество высокобалльных работ с 260  в 2016 году  до  298.

    В числе высокобалльных работ 4 стобалльные работы по русскому языку  (2 работы - РКЛ,  1 - Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска, 1 - Мухор-Тархатинская школа) и 1 стобалльная работа по истории (РКЛ). В 2016 году по результатам всех экзаменов было 3 стобалльные работы.

    Лидером среди образовательных организаций по высокобалльным работам уже второй год остается Республиканский классический лицей – 65 работ. Это учреждение по праву входит в ТОП 500 лучших школ России и ТОП 200 лучших общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся.

    Количество неудовлетворительных результатов по предметам уменьшилось на 1%,   в том числе по истории, математике базового уровня, информатике и физике. Наши выпускники успешно сдают экзамен по родному языку и родной литературе,   второй год  не имеют неудовлетворительных результатов по литературе.

    Вместе с тем в этом году произошло увеличение  неудовлетворительных результатов по математике профильного уровня и биологии.

    По итогам ЕГЭ количество участников, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам (математика базовая, русский язык), в сравнении с 2016 годом сократилось на 14 человек (с 41 до 27).

    Важной задачей на 2018 год является обеспечение объективности проведения государственной итоговой аттестации в 9 классах.

    Одной из новых форм оценки качества образования является проведение всероссийских проверочных работ.

    Результаты Всероссийских проверочных работ в  4, 5 классах, показывают, что около 97% участников справились с проверочной работой по математике и русскому языку, а 83% получили хорошие и отличные результаты.

    В целях улучшения качества обучения в школах со стабильно низкими результатами и находящихся в сложных социальных условиях наш регион участвует в реализации ФЦПРО. По итогам конкурсного отбора в 2017  году  мы получили  500 тыс. федеральной субсидии. В 2018 году нам уже выделено свыше 3 млн. рублей.

    Одним из стратегических направлений деятельности Министерства является патриотическое воспитание детей и молодежи. Важную роль в этом плане играют Российское движение школьников и движение «Юнармия». В проектах принимают  участие 11 муниципальных образовательных организаций с охватом 6 тыс. школьников. Республику Алтай на фестивале РДШ в Москве представлял победитель Всероссийского этапа конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее» обучающийся Республиканского классического лицея Артем Холманский.

    В июле текущего года педагоги пилотных школ РДШ приняли участие в смене молодых учителей «Балтийский Артек» и вернулись с победой. Туганбаева Тандалай, учитель Усть-Канской школы, выиграла грант на сумму 100 тыс. рублей.

    Активно развивается кадетское движение, в которое вовлечено порядка 600 обучающихся республики. Увеличилось количество профильных направлений кадетов. Так, к морским кадетским классам прибавились классы МЧС и пограничного профиля. В перспективе - открытие казачьего кадетского класса.

    Благодаря личной поддержке Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова в 2015 году возобновили проведение военно-полевых сборов на базе воинских частей. За 2 года в сборах приняли участие 1300 юношей. Финансирование на 2017 год увеличено до 1,5 млн. руб.

    В формировании гражданской идентичности обучающихся большое значение имеет этнокультурная составляющая в содержании всех уровней образования. В прошедшем учебном году подготовлено и издано 8 наименований учебной и методической литературы. Примерные программы по алтайскому языку и литературе вошли в федеральный реестр.

    Особая роль  у дополнительного образования.  По  итогам 2017  года  охват  детей  в  возрасте  от 5  до 18  лет  всеми формами дополнительного образования составляет 70%.  Ресурсом  повышения  охвата  детей  услугами  дополнительного образования является реализация программ в школах, где работают более 1,5 тысяч  кружков и секций. Актуальным направлением для себя мы обозначили развитие научно-технического творчества детей.

    Основной вектор и целевые ориентиры развития среднего профессионального образования заключаются в подготовке по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями как минимум в половине колледжей России.

    В 2017 году на территории региона впервые прошел чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia). И если в этом году соревнования прошли по пяти компетенциям («Cварочные технологии», «Веб-дизайн», «Предпринимательство», «Дошкольное воспитание», «Ветеринария») с количеством участников 56 человек, то в 2018 году запланировано уже 10 компетенций и не менее 100 участников.

    Отдельным направлением движения WorldSkills являлся чемпионат JuniorSkills – это создание новых возможностей для профориентации и освоения современных профессиональных компетенций школьниками. В чемпионате JuniorSkills 2017 года была представлена компетенция «Мобильная робототехника».

    В октябре 2017 году прошел II региональный чемпионат Республики Алтай конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью Абилимпикс по пяти компетенциям:  Администратор баз данных, Экономика и бухгалтерский учет, Массаж, Декоративное искусство, Фотограф-репортер. В Чемпионате приняли участие 26 участников.

    Мы гордимся нашими педагогами и их достижениями в 2017 году. В их числе 6 победителей конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО.

    Это не случайные результаты – это сложившаяся система работы коллективов, всех  уровней управления, направленная  на  повышение  престижа педагогической профессии. В отрасли работают свыше 300 молодых специалистов. В 2017 году 97 выпускников ГАГУ и ГАПК  получили направления на работу в школы республики, что составляет 21% от общего выпуска.

    Несмотря на позитивную динамику,  связанную  с приходом молодых педагогов в школу, остается актуальной потребность в педагогических кадрах в сельской местности. Всего  на  сегодняшний  день  зарегистрирована  51 вакансия. Наибольшее количество вакансий на селе выявлено по специальностям: иностранный язык, математика.

    Особая  роль  в  становлении  профессионализма  педагогов  отводится  системе повышения квалификации. Следует отметить, что на мероприятия по повышению профессионального  уровня  педагогических  и  управленческих  кадров региона из  средств  республиканского  бюджета  ежегодно  расходуется  порядка 6 млн. рублей. В 2017 году обучение в соответствии с новыми стандартами прошли 1500 педагогов.

    В 2017 году в Министерство образования и науки Республики Алтай из образовательных организаций Республики Алтай поступило 629  представлений на награждение государственными и ведомственными наградами работников сферы образования.

    Значительное количество работников системы образования награждены ведомственными наградами, в том числе:

    Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присвоено 1 человеку, Благодарность Президента РФ получили 2 человека.

    Нагрудным знаком "Почетный работник сферы образования Российской Федерации" 13 человек;

    Почетной грамотой  Министерства образования и науки Российской Федерации 67 человек;

    Почетной грамотой  Министерства образования и науки Республики Алтай 224 человека;

    Благодарственным письмом Министерства образования и науки Республики Алтай 127 человек.

    Присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Алтай» двум работникам системы образования, получили почетное звание «Заслуженный учитель Республики Алтай» 3 человека, 1 человек получил почетное звание «Заслуженный тренер Республики Алтай».


    Документ:  Загрузить


Возврат к списку